Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Версия сайта для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » Инструктор по физической культуре » Инструктор по физической культуре

Страничка инструктора по физической культуре Елисеенко Ольги Николаевны

Материал подготовила инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с №17 Елисеенко О.Н.

Подвижные игры с мячом.

Все больше и больше в современном обществе ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. Вариативность дошкольного и школьного обучения, интенсификация обучения и увеличение объема учебно-воспитательных нагрузок, расширение спектра дополнительных образовательных услуг нередко приводит к неадекватным перегрузкам детей, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья. В результате научных исследований получены многочисленные подтверждения четкой зависимости степени и  характера ухудшения здоровья детей от объёма и интенсивности учебных нагрузок, своеобразия отношений в диаде «педагог – ребенок», а также различных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

 Перед дошкольным учреждением встала проблема: как обеспечить полноценность сегодняшней жизни ребенка и определить условия оздоровительной развивающей среды, необходимое для повышения адаптивных психофизических возможностей детей дошкольного возраста? Гармоничность психофизического развития невозможна без научно обоснованных технологий, повышающих адаптивные возможности детей к различного рода нагрузкам и стрессам. Оздоровительные технологии выходят на первый план. Это различные виды гимнастик, массаж и самомассаж, занятия физической культурой, подвижные игры. Все эти формы реализуются не только в условиях регламентированной образовательной деятельности, но и на прогулках, в режимных моментах и в свободной детской деятельности, где особое место занимает игра.

Значение подвижной игры для ребенка велико – это школа управления собственным поведением, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, благополучное эмоциональное состояние. Подвижные игры дают возможность развить скоростно-силовые, координационные двигательные способности детей, проявить такие физические качества, как выносливость, сила, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции всех сенсорных анализаторов.

Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр. Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.

Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений кисти руки, а следовательно, в активизации работы головного мозга. Он считал, что почти всё, в чём нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают важное место. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций. По данным А.Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть еще не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.

В психокоррекции детей с ОВЗ занятия с мячами могут осуществляться в разных формах – от традиционных занятий и игр с мячами, до фитболгимнастики и игр в сухом бассейне, заполненном мячами.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропный эффект, то есть успокаивают, его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленые цвета способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека.

Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Игры с мячом - это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию ЦНС и всего организма.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно- волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребенок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности и решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий.

Для современных детей, у которых нет «дворового игрового детства», владение мячом часто бывает крайне затруднительно, и поэтому необходима специальная методика обучения навыкам владения мячом и элементами спортивных игр в условиях ДОУ. Для детей с ОВЗ освоение мяча имеет огромное психокоррекционное значение, поскольку все дети с ОВЗ в той или иной степени отстают в ловкости, скорости, выносливости от своих здоровых сверстников. Зрительно- моторная координация, внимание, контроль и регуляция своих действий требуют дополнительных коррекционных технологий развития.

Практически все игры с мячом являются коррекционными для детей с нарушением зрения. Так как с их помощью решается целый ряд коррекционных задач по развитию зрительных функций:

  • Упражнять зрение
  • Способствовать укреплению мышц глаз
  • Способствовать развитию глубинного зрения
  • Способствовать развитию бинокулярного зрения
  • Способствовать развитию цветового восприятия
  • Способствовать развитию прослеживающей функции глаз
  • Способствовать развитию глазомерной оценки
  • Развивать зрительное внимание
  • Развивать ориентировку в пространстве

 

Категория: Инструктор по физической культуре | Добавил: doktor (26.11.2022)
Просмотров: 253
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Обновлено:  04.05.2024, 16:28