Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Версия сайта для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » Учитель-дефектолог (тифлопедагог) » Учитель-дефектолог

Страничка учителя-дефектолога (тифлопедагога) Романовой Ольги Валерьевны

Материал подготовила учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГБДОУ д/с №17 Романова О.В.

Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедагога

Современная тифлопсихология, тифлопедагогика и офтальмология определили некоторые пути, средства и задачи совместного комплексного медико-педагогического воздействия на детей с амблиопией и косоглазием по восстановлению их зрительных функций и развития зрительного восприятия (Э. С. Аветисов, М. И. Земцова, Л.А. Григорян и др.). Офтальмологами и тифлопедагогами разработана система коррекционно-педагогических воздействий, которые осуществляются параллельно с  медицинскими воздействиями, а, иногда, и опережают их в процессе предаппаратной подготовки, развивая зрительное восприятие у детей сложных объектов и изображений. Такой подход к восстановлению зрения у детей с амблиопией и косоглазием необходим для последующих занятий на офтальмологической аппаратуре. Так, лечение косоглазия в специализированном детском саду проводится ортоптическими методами, предполагающими применения специальной аппаратуры и с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических упражнений. Как и в случае с амблиопией, лечение тем эффективнее, чем более в ранние сроки начато. Однако, использование традиционных методов в младшем дошкольном возрасте наталкивается на определенные трудности: требования, которые предъявляет ребенку работа на лечебной аппаратуре, нередко опережают его развитие, а навыки и умения малыша, сформированные к данному моменту, оказываются недостаточными. Именно поэтому, до недавнего времени, лечение ортоптическими методами младших дошкольников не практиковалось.

Между тем, офтальмологи считают, что время, требуемое на коррекцию амблиопии, можно использовать и для подготовки к лечению косоглазия с помощью офтальмологической аппаратуры.

Подготовительная работа проводится тифлопедагогами и предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, навыков обобщения и выделения, т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей.

Все это - задачи коррекционно-педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогом совместно с врачом-офтальмологом.Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой, извлекать из последней — лечебный эффект.

Л. А. Григорян предлагает на занятиях тифлопедагога упражнения для тренировки зрительного внимания, без которого невозможно лечение на офтальмологической аппаратуре: дети рассматривают сначала крупные изображения предметов, опознавательные признаки которых, выражены с оптимально возможной четкостью. Постепенно они сменяются картинками с менее резко обозначенными деталями. По мере того, как малыши овладевают умениями разбираться в них, им предъявляются картинки с мягкими переходами, без подчеркнутых деталей. В целях развития зрительных функций ребёнка применяется прием поэтапного формирования подражательных действий.

Л. А. Григорян предлагает упражнение, в ходе которого, тифлопедагог демонстрирует какой-либо предмет, держа и разглядывая его на расстоянии вытянутой руки. Затем он постепенно приближает этот предмет к глазам и вновь возвращает в исходное положение, не спуская с него взгляда. Затем тифлопедагог предлагает проделать тоже самое ребёнку, добиваясь, чтобы его взор неотрывно следил за перемещаемым предметом. Это занятие проводится индивидуально с каждым из детей, зрение которых характеризуется нарушенной конвергенцией.

Также на коррекционных занятиях тифлопедагог формирует и развивает у детей способность самостоятельно воспроизводить виденное раньше, умение выделять частности из целого, и напротив, синтезировать их. Иначе говоря, в процессе предаппаратной подготовки удается сформировать и в некоторой степени развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения — способность, наличие которой является необходимым условием последующих занятий на офтальмологической аппаратуре.

Офтальмологические и коррекционно-педагогические  задачи решаются, таким образом, в едином приеме.

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическими, ортоптическими и стереоптическими этапами лечения. Е. С. Незнамова совместно с офтальмологами разработала систему работы по восстановлению зрения педагогическими средствами, формируя цветовое восприятие у ребенка. (Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. /Сборник научных трудов.— Л., 1981)

Так, если медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями, то коррекционно-педагогическая работа в плеоптическом периоде ставит основной задачей формирование зрительного восприятия посредством раздражений цветом амблиопичного глаза ребёнка, а также представлений, умений, навыков, определяемых программой по развитию зрительного восприятия.

Коррекционно-педагогическая деятельность в периоде плеоптического лечения, как и на других этапах, предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия формы,   величины и т.д., а так же разный уровень психического развития ребенка.

Развитие цветового восприятия  путём растормаживания колбочкового аппарата проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод использования цветных фильтров. Для детей с тяжёлыми формами амблиопии используется черно-белая наглядность в силуэтном и контурном изображении, восприятие которой обеспечивается тифлопедагогом через красный фильтр. На последующих этапах восприятия формы, величины, пространственных отношений и т.д. 
используется оранжевый и жёлтый фильтры. Контурное изображение становится тоньше, расстояние между объектами уменьшается, т.к. при этом параллельно идет преодоление детьми трудностей раздельного видения.

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога на этапах ортоптического и стереоптического лечения заключается в формировании тех способов зрительного восприятия, которые стимулируют центральные ямки обоих глаз к совместной деятельности, являющейся основой для плоскостного и стереоскопического бинокулярного зрения.

Существует ряд нестереоскопических вторичных факторов, с помощью которых человек может судить о пространственных соотношениях и одним глазом. К таким факторам относится линейная и воздушная перспектива, пересечения контуров, изменение видимых размеров предмета, образование тени и распределение светотеней на поверхности предметов, нюансы окраски и т.д. Формирование этих вторичных, нестереоскопических факторов восприятия пространства на эмпирической основе необходимо как подготовительный этап, потому что способность человека воспринимать пространственные соотношения — схожая психофизическая и мыслительная функция.  Программой дошкольного воспитания требуются работа с сюжетными многоплановыми картинками. Мыслительная деятельность детей с амблиопией и косоглазием не может ждать, когда функция обеспечит бинокулярное восприятие всех объектов картины, поэтому на первых порах работы с детьми, страдающими тяжелой степенью амблиопии, выделяется контур объектов второго и третьего планов, для того, чтобы они были узнаны и включены в мыслительную деятельность. На последующих этапах линия выделения контура становится тоньше, а затем дети подводятся к восприятию объектов в естественных условиях.

На ортоптическом и стереоптическом этапах коррекционно-педагогической работы тифлопедагог активно опирается на полисенсорную основу восприятия объектов, особенно, зрительное восприятие в комплексе с осязательным.

Как уже отмечалось выше, для развития и активизации зрительных функций наряду с использованием различных медицинских средств рекомендуются различные дидактические игры и упражнения на тренировку зрения, что и проводит тифлопедагог, учитывая характер зрения каждого ребёнка и этап лечения, на котором он находится. До настоящего времени в практике бытует мнение, что необходимо проведение специальных фронтальных занятий с использованием индивидуальных заданий  для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода лечения. Однако Л. И. Плаксина считает, что проведение подобных занятий увеличивает и так большую нагрузку на детей, т.к. многим из них приходится заниматься у логопеда, тифлопедагога и т.д. Поэтому  Л. И. Плаксина говорит о том, что проведение специальных фронатальных занятий по развитию и активизации зрения нецелесообразно, при этом, не исключая индивидуальных занятий с отдельными детьми в свободное время. Организация не фронтальных занятий сложна для педагога тем, что для каждого ребёнка следует учитывать период лечения.

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи офтальмологои рекомендуют игры с разнообразными мозаиками, нанизываение бус, обводку по контуру и силуэту через кальку. В период ортоптического лечения по исправлению косоглазия и выработку фузии (т.е. видения обоими глазами) применяются упражнения на совмещения двух изображений, работа с различными вкладышами, составление из частей целого, игры с кеглями, мячами, шарами, в бильярд и др. Поэтому, в зависимости от состояния зрения и периода лечения для выполнения детьми заданий должны применяться индивидуальные методы обучения.

В начале занятий тифлопедагог проводит с детьми зрительную гимнастику, укрепляя наружные и внутренние (цинеарные) мышцы глаз.      Э. С. Аветисов рекомендует упражнения на развитие глазных мышц чередовать и сочетать с общеразвивающими дыхательными и корригирующими упражнениями. При выполнении почти каждого из них (особенно с движениями рук) можно делать и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете.

В середине занятия для всех детей тифлопедагог проводит физкультурную минутку, в задачу которой входитснятие зрительного напряжения и предоставление возможности отдыха глазам.

Таким образом, тифлопедагог на коррекционных занятиях, соблюдая офтальмологический подход, все его требования и рекомендации, также способствует восстановлению зрительных функций, которые в свою очередь способствуют развитию зрительного восприятия.

Основным методом в работе тифлопедагога является психолого-педагогический метод. На его основе строится вся коррекционная работа по развитию зрительного восприятия.

Психолого-педагогический метод выражается в опосредованном влиянии на развитие и стабилизацию зрительных функций через научение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него познавательную потребность воспринимать окружающее.

На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у 
детей с нарушенным зрением тифлопедагог формирует:

  1. зрительные представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, учит их зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида;
  1. представления о сенсорных эталонах и развивает на этой основе такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества, сравнение, соотношение и т.д.;
  1. потребность использования зрительных умений и навыков для управления причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;
  1. учит ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои зрительные функциональные возможности;
  1. учит детей использовать накопленный зрительный опыт при восприятии предметного мира большого, свободного пространства.

В своей работе тифлопедагог руководствуется программой для детей с нарушением зрения Л. В. Рудаковой «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» и программой Л. И. Плаксиной по развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Реализация программ по развитию зрительного восприятия направлена не только на повышения уровня зрительного восприятия как отдельного психического процесса, но и на обеспечение своевременного для каждого возрастного периода развития предметных представлений, речи, мышления, что достигается за счет правильного отбора и использования методов и приемов педагогической деятельности. Это является важнейшим условием предупреждения вторичных отклонений и развития компенсаторных процессов в психической деятельности детей с нарушенным зрением в дошкольные и школьные годы.

Таким образом, проанализировав офтальмологическую тифлопедагогическую литературу, рассмотрев практическую деятельность тифлопедагога, можно с уверенностью сказать, что комплексное использование на коррекционных занятиях различных методик развития зрительного восприятия действительно возможно и необходимо. На сегодняшний момент это очень актуально, так как они дополняют друг друга, способствуя более качественному изменению видения детей с функциональными зрительными нарушениями.

  .Список литературы:

  1. Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. Материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции, СПб, 1999
  2. Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский, Основные методы развития восприятия у детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие (АПИ СССР, М.,: БН, 1990)
  3. Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян, Специальная физическая культура для слабовидящих, М., Советский спорт, 2000
  4. В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
  5. М. И. Земцова, некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения, М., Просвещение, 1978
  6. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление/ сост. Н. И., М., 1998
  7. С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Дошкольная педагогика, М., Издательский центр академия, 2000
  8. В. Т. Кудрявцев В.Т., Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, М., 1993, № 11, с.64-70
  1. А. Г. Литвак, Психология слепых и слабовидящих,СПб, 1998
Категория: Учитель-дефектолог | Добавил: doktor (24.12.2022)
Просмотров: 1568
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Обновлено:  04.05.2024, 12:11