Материал подготовила: воспитатель ГБДОУ д/с 17 Аникина Елена Юрьевна
Значение зрительной гимнастики в развитии зрения дошкольника
Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения. Ухудшение физического, психического и соматического здоровья детей с нарушениями зрения ведет к ослаблению процесса развития ребенка.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.
Основной контингент нашего детского сада составляют дети с амблиопией, астигматизмом и косоглазием. Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения применяется специальное аппаратное и компьютерное офтальмологическое лечение. Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз.
Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.
Правила проведения гимнастики для глаз:
Гимнастика для глаз проводиться несколько (от 2 до 6) раз в течение дня по 2-5 минут.
Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.
Примерный комплекс упражнений для глаз может быть выполнен целиком, а также может служить основой для выбора упражнений, соответствующих текущему состоянию зрительной функции.
При проведении гимнастики нужно всегда снимать очки, фиксировать положение головы.
Начинать упражнения надо с простых движений, увеличивая их сложность.
Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями, сложив их чашеобразно. В результате мышцы глаз расслабятся. Перед выполнением пальминга следует с силой потереть ладони друг о друга, так, чтобы они разогрелись.
Гимнастика бывает:
Игровая коррекционная физкультминутка
С предметами
Со зрительными тренажёрами
Комплексы по словесным инструкциям
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные зрительные настенные или потолочные тренажеры, сигнальные метки. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, игрушек.
Несколько примеров зрительной гимнастики в стихах:
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
***
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
***
«Елка»
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Внимание! Гимнастика противопоказана людям с отслоением сетчатки и с миопией больше - 6 диоптрий. Также людям с миопией больше -3 следует делать упражнения очень осторожно, по 2-3 повторений за раз, а через неделю можно начинать постепенно наращивать повторения (увеличивать на 1 повторение в неделю).
Литература:
Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 123с.
«Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе» -№10,2009, в Альманахе «Вестник Тифлологии».